воскресенье, 10 февраля 2013 г.

азово-кубанский рыбопромысловый район

В дореволюционный период рыболовством занимались очень многие жители, особенно в сельской местности, совмещая лов рыбы с занятием сельским хозяйством. Чисто рыбацких хозяйств было мало. Они имелись в районе Керченского пролива и в меньшей степени в дельте Кубани и Дона.

Для полной оценки рыбохозяйственного значения Азовского моря следует также иметь в виду, что с его кормовыми ресурсами связаны почти все промысловые рыбы восточной части Черного моря (скумбрия, черноморская камбала, сарган, белуга и др.). Некоторые из них заходят в пролив и в южные участки Азовского моря, другие хотя и не покидают Черного моря, но в рацион их входят рыбы, возвращающиеся на зимовку из Азовского моря. Неоднократко отмечалась большая роль азовской хамсы в питании дельфина, максимальная жирность которого наблюдается в зимние месяцы, когда он наиболее интенсивно питается этой рыбой.

Приведенные цифры не отражают величины фактических уловов. Они больше, так как помимо рыбы, сданной ловцами государственной промышленности, часть пойманной рыбы идет на личное потребление рыбаков, много ловится рыболовами-любителями и, к сожалению, браконьерами.

В послереволюционный период мы располагаем систематическими данными об уловах рыбы с 1927 года. За прошедшие 44 года (с 1927 по 1970 г.) было поймано 76,3 млн. центнеров рыбы, или в среднем около 1,75 млн. центнеров в год (46 кг/га). В эти уловы включена и рыба, вылавливаемая в устьях рек и лиманов, куда заходят для размножения проходные и полупроходные рыбы.

B период первой мировой и гражданской войн интенсивность промысла на Азове резко упала, что вместе с некоторым улучшением условий размножения проходных и полупроходных рыб обеспечило увеличение запасов ценных рыб и их уловов в двадцатые годы.

В 1913 году в тех же водах было поймано 162 тыс. центнеров, т. е. в 10-12 раз меньше, чем в Шестидесятые годы прошлого столетия. Общий же вылов рыбы в Азовском море в 1913 году, включая украинское побережье и Керченский пролив, составил 403 тыс. центнеров, из них около 170 тыс. центнеров хамсы и бычков. Падение уловов было очень сильным, и многие рыбаки бросали насиженные места и уезжали на Каспий.

В шестидесятые годы прошлого века в водах Войска Донского и в Таганрогском заливе добывалось около 900 тыс. центнеров рыбы, из них 480 тыс. леща, 170 тыс. судака, 75 тыс. центнеров осетровых (белуги, осетра, севрюги). В эти же годы в водах Войска Кубанского улов рыбы колебался от 693 До 1 млн. 073 тыс. центнеров, в числе которых осетровые составляли около 50 тыс., судак - от 300 до 500 тыс., тарань - от 132 до 312 тыс. центнеров. Таким образом, только в Доно-Кубанском районе ловили около 1,7 млн. центнеров ценных промысловых рыб.

Наибольшего развития промысел рыбы в Азовском море по величине уловов достиг в шестидесятые годы XIX века, после чего начался прогрессирующий упадок рыболовства, как результат хищнического лова и отсутствия мероприятий для сохранения и улучшения состояний естественных нерестилищ, затронутых хозяйственной деятельностью человека. Особенно сильно это проявилюсь в дельте реки Кубани, где из-за ее обвалования осолонились большие площади лиманов, став непригодными Для размножения в них судака и тарани.

Более или менее достоверные статистические сведения об уловах рыбы в основных рыбопромысловых районах моря имеются только с середины прошлого века. Несмотря на то, что данные об уловах рыбы в условиях капиталистической системы хозяйства не могли с достаточной точностью отражать состояние промысла, тем не менее они позволяют характеризовать динамику промысла с шестидесятых годов прошлого столетия до начала первой мировой войны (1914 г.).

Быстрое развитие рыболовства отмечается в начале прошлого столетия. Так, в 1819 году из-за больших раздоров и столкновений между казачьим и неказачьилт населением потребовались правительственные решения, регламентирующие порядок лова в нижнем течении Дона и в Таганрогском заливе.

В последний исторический период развитие азовского рыболовства шло в непосредственной связи с заселением южных районов России. Донские казаки получили жалованную грамоту на право лова рыбы в Дону, его гирлах и в открытом море в 1738 году, но морского лова не было до окончательного утверждения за Россией в 1769 году устья Дона. Переселение черноморских (бывших запорожских) казаков на Кубань состоялось только в 1792 году.

Под натиском татар во второй половине XV века генуэзские колонии, а с ними и рыболовство на Азовском море утратили свое значение на многие годы, так как основной пищей татар были продукты животноводства. Однако местное население ловило рыбу, и богатство Азовского моря рыбой нашло отражение в его названиях у местных народностей. Так, команы называли его Карбарук, что значит рыбное пристанище, татары - Чобак-денгиз, т. е. богатое лещом, турки - Балук-денгис - рыбное море.

В XIII веке республики Венеция и Генуя пытаются колонизировать северное побережье Черного моря, Керченского пролива и Азовского моря. В начале XIV века генуэзцы являются монополистами торговли на Азовском море, богатые уловы рыбы в котором давали им громадные прибыли. В это время генуэзцы и венецианцы имели в устье Дона многочисленные участки реки, пригодные для неводного лова (тони), где ловилось много осетровых, из которых добывалась икра.

С упадком греческих колоний на протяжении многих веков сведения о рыболовстве в Азовско-Черноморском бассейне не сохранились. Ко времени появления славян в Крыму и на Керченском полуострове (VIII-X вв. н. э.) рыболовство играло существенную роль в экономике Крыма.

В те далекие времена основными промысловыми рыбами были осетровые, которых много было и в Керченском проливе, где ловили также сельдь и хамсу. Уже тогда производился засол рыбы. Изучение сохранившейся чешуи в раскопках засолочных ванн позволяет оказать, что сельдь в тот период достигала необычно больших, размеров (38-40 см). Последнее может быть объяснено малой интенсивностью промысла.

Большое значение Азовского моря как рыбопромыслового водоема было правильно оценено эллинами, (которые название этого моря Меотида связывали с греческим словом "маис", что значит бабка, кормилица, подчеркивая этим промысловую ценность Меотиды. Об огромном значении рыболовства в Керченском проливе и Азовском море свидетельствуют Страбон (63 г. до н. э. - 25 г. н. э.) и другие авторы того времени.

Первые сведения о рыбном промысле в исторический период относятся к VII-VI векам до нашей эры, ко времени появления на берегах Черного моря, Керченского пролива, Тамани и в устье Дона треческих (эллинистических) колоний.

Начало лова рыбы в бассейне Азовского моря уходит в глубокую древность. Уже на стоянках человека последней эпохи "каменного века (неолит), расположенных по берегам Дона, найдены костяные крючья и гарпуны, каменные грузила, свидетельствующие о большом значении рыболовства. Процветало рыболовство и в медно-бронзовом веке.

Промысел рыбы и основные причины колебаний уловов

Промысел рыбы и основные причины колебаний уловов [1973 Троцкий С.К. - Рассказ об азовской и донской рыбе]

Комментариев нет:

Отправить комментарий